Цинковые сплавы (производства Канада)
Применение цинковых сплавов
Возможности применения цинковых сплавов
Около трети мирового производства цинка идет на производство цинковых и латунных сплавов. Цинк используется при производстве типографских и антифрикционных сплавов (сильно нагруженные узлы трения), для легирования алюминиевых, магниевых и медных сплавов, а также сплавов на основе олова. Наиболее многочисленная и важная группа - цинковые сплавы для литья под давлением. Среди их преимуществ по сравнению с другими сплавами, в частности, на основе алюминия - низкая себестоимость, возможность получения широкого диапазона механических свойств, высокая жидкотекучесть и низкая пористость. Это особенно важно для получения тонкостенных отливок. При изготовлении цинковых прецизионных отливок можно получить оребрение, имеющее при одинаковой площади с алюминиевыми значительно меньшие размеры, что позволяет сэкономить большое количество металла. При плавлении цинковых сплавов достигается снижение энергетических затрат на 25-50% по сравнению алюминиевыми сплавами и на 40-75% - по сравнению с бронзовыми. Низкие температуры плавления (и, соответственно, термические удары) позволяют снизить стоимость пресс-форм на 60 - 90% Высокая коррозионная стойкость цинковых сплавов позволяет использовать детали без дополнительных покрытий. В то же время декоративные покрытия (оксидирование, хромирование, плакировка и окраска) на цинковые сплавы наносятся достаточно легко и просто. Цинковые сплавы легко поддаются механической обработке, к тому же отливки обладают настолько хорошей поверхностью, что механическая обработка часто не нужна, обладают высокой тепло- и электропроводностью, хорошо работают в паре с другими материалами.
Литье под давлением
Цинковые сплавы традиционно играют ведущую роль в производстве декоративных элементов архитектуры и интерьера, все чаще используются для изготовления различных конструкционных элементов. Например, в автомобилестроении из цинковых сплавов изготавливают дверные ручки, корпуса стеклоочистителей и зеркал, детали отделки салона и кузова, кронштейны (в т.ч. двигателя и багажника крыши), детали масляного насоса, замки ремней безопасности. Значительного эффекта позволяет достичь замена деталей из стали, меди и других сплавов на отливки, полученные методом цинкового литья под давлением (ЦЛПД), конструирование отливок позволяет уменьшить вес и стоимость детали, количество облоя. Наибольшее распространение в промышленности получил сплав ЗАМАК-3. Использование последних достижений в технологии ЦЛПД позволило снизить вес оконной рукоятки в автомобиле более чем наполовину. Успешно применяется сплав ЗАМАК-3 и в корпусе клапана воздушных тормозных систем грузовиков. Эта деталь ранее изготавливалась из алюминиевого сплава. Переход на ЦЛПД позволил получить прецизионную отливку, минимизировав механообработку. Сейчас наблюдается тенденция к переходу от изготовления отливок из сплавов на основе железа и меди в литейных машинах с горячей камерой прессования на отливки из новых цинковых сплавов ZA-8,
ZA-12, ZA-27, что позволяет снизить массу детали на 13-45%. Использование этих сплавов позволяет получить детали, не требующие дополнительной многооперационной механообработки. Сплав ЗАМАК-12 впервые был применен в США взамен алюминиевых сплавов для изготовления деталей масляных фильтров и рычага переключения передач. Этот сплав, обладая высокой прочностью, способностью к смазыванию, возможностью получения точных заготовок, превосходит бронзу по несущей способности, износостойкости и другим характеристикам трения. Высокая жидкотекучесть позволяет получать отливки сложной конфигурации, формируя, к примеру, шпонку вместе с валом, что снижает напряжение кручения. сплавы ЦЛПД, обладая уникальным сочетанием эксплуатационных и технологических свойств, занимают промежуточное положение между сплавами и чугунами. Они технологичнее, прочнее, чем большинство литейных алюминиевых сплавов, имеют износостойкость, сравнимую с бронзами, и обладают демпфирующими свойствами, как и магниевые сплавы. Коррозионная стойкость этих сплавов превосходит стандартные алюминиевые сплавы. Последние достижения, позволяющие усовершенствовать технологию получения высококачественных отливок, дают право говорить о повышении конкурентоспособности цинковых сплавов, полученных литьем под давлением, по отношению к другим конструкционным материалам.
Технические характеристики цинковых сплавов
Свойства цинковых сплавов для литья под давлением по стандарту ASTM B240
| Цинковые сплавы | Сплав 2 | Сплав 3 | Сплав 5 | Сплав В |
| Промышленное название | ZAMAK2,ZnDC3 | ZAMAK3,ZnDC2 | ZAMAK5,ZnDC1 | BERIC |
| Состав, % | ||||
| Медь (Cu) | 2.5-3.5 | 0.25МАХ | 0.75-1.25 | 3.0-4.0 |
| Алюминий (Al) | 3.5-4.5 | 3.5-4.3 | 3.5-4.3 | 3.0-4.0 |
| Магний (Mg) | 0.02-0.10 | 0.02-0.05 | 0.02-0.05 | 0.02-0.05 |
| Вериллий (Be) | - | - | - | 0.04-0.06 |
| Титан (Ti) | - | - | - | 0.01-0.22 |
| Цинк (Zn,99.99) | 92.3-93.9 | 95.3-96.4 | 94.3-95.6 | 91.6-93.9 |
| Свойства | ||||
| Предел прочности на разрыв (kg/mm2) | 36.6 | 28.8 | 33.5 | 39.9 |
| Предел прочности на сжатие (kg/mm2) | 65.4 | 42.2 | 61.2 | 64.7 |
| Предел прочности при сдвиге (kg/mm2) | 29.5 | 21.8 | 26.7 | 30.2 |
| Температура плавления (C) | 389.8 | 386.6 | 386.1 | 392 |
| Температура застывания (C) | 379.3 | 380.6 | 380.4 | 378.5 |
| Твердость по Бриннелю | 100 | 82 | 91 | 146 |
| Ударная вязкость по Шарпи (g-cm) | 48 | 60 | 67 | 47 |
| Плотность | 6.7 | 6.6 | 6.7 | 6.8 |
| Удельная теплопроводность (cal/gC) | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 0.1 |
| Электропроводность (Mhos/cm) | 163.000 | 157.000 | 153.000 | 159.000 |
| Теплопроводность (cal/cmC) | 0.25 | 0.27 | 0.26 | 0.26 |
| Коэффициент расширения (cm/cmC) | 2.77*10Е-5 | 2.74*10Е-5 | 2.74*10Е-5 | 2.78*10Е-5 |
| Характеристики | Высокая твердость | Стабильность размеров | Сопротивление ползучести | Сопротивление износу |
Вам может пригодиться
Бромид калия, KBr по ГОСТ 4160–74
